В экономической безопасности. Экономическая безопасность российской федерации II. Вызовы и угрозы экономической безопасности

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.

Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.

Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:

1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;

2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;

3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государства на самоопределение, независимость в принятии решений.

Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

5) создание условий научной и технологической независимости;

6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

7) повышение эффективности государственного аппарата;

8) поддержание баланса межнациональных отношений;

9) создание условий соблюдения законодательства;

10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

11) сдержание военного потенциала страны;

12) улучшение экологической обстановки;

13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;

17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

19) вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

2. Понятие и структура экономической безопасности государства

3. Классификация угроз экономической безопасности

4. Механизм обеспечения экономической безопасности

Заключение

Литература

Введение

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

· военной,

· технологической,

· продовольственной,

· экологической безопасности и др.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

Экономика СССР со временем все больше отставала от экономик развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг 20-25 лет. Проведение неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году началом использования термина экономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемы никогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.

В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения в экономике.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

1. Нормативно – правовая основа экономической безопасности России

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер.

Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.

2. Понятие и структура экономической безопасности государства

Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. " Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы".

В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". По Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации:

а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;

б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;

в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;

г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.

3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Стратегия
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.

2. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации (далее - экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

6. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти) , органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

1) "экономическая безопасность" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

2) "экономический суверенитет Российской Федерации" (далее - экономический суверенитет) - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;

3) "национальные интересы" Российской Федерации в экономической сфере - объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

4) "угроза экономической безопасности" - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;

5) "вызовы экономической безопасности" - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;

6) "риск в области экономической безопасности" - возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;

7) "обеспечение экономической безопасности" - реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.

II. Вызовы и угрозы экономической безопасности

8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.

9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.

10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.

11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.

12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:

1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;

5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";

7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;

8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;

10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;

15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

16) несбалансированность национальной бюджетной системы;

17) недостаточно эффективное государственное управление;

18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

19) сохранение значительной доли теневой экономики;

20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;

21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

23) недостаточность трудовых ресурсов;

24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.

13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности

14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7) обеспечение безопасности экономической деятельности;

8) развитие человеческого потенциала.

16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:

1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;

2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;

3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;

4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;

6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;

7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;

8) повышение эффективности бюджетных расходов;

9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;

10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;

11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;

12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;

13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;

14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;

15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:

1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;

3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;

4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;

5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;

6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;

7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;

8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;

9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;

10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.

18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:

1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;

2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;

3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;

5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;

6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;

7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;

8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;

10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.

19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:

1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;

2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;

3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;

4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;

5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;

6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;

7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;

8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;

9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;

10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.

20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:

1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;

3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;

5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;

6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

21. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:

1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;

2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;

3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;

4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;

5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;

6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;

7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;

8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;

9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.

22. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:

1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;

3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;

4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;

5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.

23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:

1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

4) профессиональная ориентация граждан;

5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;

6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;

7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

IV. Оценка состояния экономической безопасности

24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками.

25. Основными задачами системы управления рисками являются:

1) выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности;

2) оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;

3) планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер;

4) выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.

26. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

27. Показателями состояния экономической безопасности являются:

2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);

3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;

4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;

5) степень износа основных фондов;

9) уровень инфляции;

10) внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг;

11) внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг;

12) чистый ввоз (вывоз) капитала;

13) уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;

14) коэффициент напряженности на рынке труда;

15) энергоемкость валового внутреннего продукта;

16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;

17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;

18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;

19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации;

20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета;

21) отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;

24) сальдо торгового баланса;

25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;

26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;

30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);

32) дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;

33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;

34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;

35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;

36) оборот розничной торговли;

37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования;

38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

40) уровень преступности в сфере экономики.

28. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга.

29. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности.

30. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

31. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии

32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:

1) I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

2) II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

33. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

34. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

35. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.

36. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.

37. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации.

38. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Обзор документа

Утверждена новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г.

В ней определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России и т. д.

Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного ОПК на необходимом уровне и т. д.

Приведена оценка состояния экономической безопасности. Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии.

Стратегия призвана консолидировать усилия органов госвласти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России.

Прежняя Государственная стратегия экономической безопасности России признана утратившей силу.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Благополучие в сфере экономики - главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость : формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность : устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики : совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая . Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая . Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная . Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно -промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная . Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование : предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников , включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений ;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости : снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества - превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация - теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники - в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала - учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала - средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость - относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма - всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами - первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное - разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных - процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

  • ЭКОНОМИКА
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

Потребность в безопасности - это главная, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, так и государства и общества. В условиях формирования рыночной экономике сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

  • Лидеры криптовалют 2018, их влияние на финансовый рынок и реальный сектор экономики
  • Страхование банковских вкладов и его роль в повышении эффективности деятельности коммерческого банка
  • Факторы, оказывающие непосредственное влияние на профессиональное суждение бухгалтера

Первое упоминание о безопасности было сделано в 28 главе книги Иезекииль Ветхого Завета Библии. В переводе с греческого термин «безопасность» означает «владеть ситуацией». В широком научном смысле под безопасностью понимается защищенность естественно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения. Особое место среди различных видов безопасности занимает безопасность экономическая. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Актуальность проблемы экономической безопасности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв. Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.

Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны.

Термин "национальная безопасность" впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Национальная экономическая безопасность - это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать "Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации".

Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" был подписан 29 апреля 1996 г.

В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Внешние угрозы - это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.

Наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние 10 лет:

  1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.
  2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд. долл. На текущий момент – федеральный бюджет профицитный и внешнего долга нет.
  3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - д о 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.
  4. Низкая конкурентоспособность продукции. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импорто замещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г. - 4 3 , в 2003 г.-44%.
  5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.
  6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл.

Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном, но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая . В результате значительного увеличения импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства

Развитые страны существенно продвинулись на пути снижения энергоемкости и металлоемкости общественного производства, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей может осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем. Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей , которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Подчеркнем еще раз, что российская экономика все более приобретает топливно-сырьевую направленность, что является негативной тенденцией. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста.

Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.

Список литературы

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
  2. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004: Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf
  3. ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ (ОДОБРЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 884):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
  4. Индикаторы науки:2009; Статистический сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  6. Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
  7. Лисичкин В.А. Россия под властью плутократии/ Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. - Алгоритм, 2003 - 290с.
  8. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. - М., 2009-210с.
 
Статьи по теме:
Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах
Так как он является основным видом бухгалтерской отчетности, несет в себе смысл, посвященный финансовому состоянию объекта предпринимательской деятельности. При этом новичку может показаться его структура непонятной и запутанной, ведь кроме сложной нумера
Что такое осаго: как работает система и от чего страхует, что входит, для чего нужно
В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом стр
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 211-37-37 e-mail: [email protected] ИЛЬЯШЕ
Что дает страхование ГО управляющей компании страхователю и его клиентам?
Действующее гражданское законодательство предусматривает, что лица, причинившие вред, обязаны возместить его в полном объеме, значительная часть убытков, наносимых при строительстве и эксплуатации жилья, ответственными за него лицами не возмещается. Это с